ЦЕНТР ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
СЕЛО ПЕРВОМАЙКА, АСТРАХАНСКИЙ РАЙОН
WWW.PMSU.AKMOL.KZ
Акмолинская область Астраханский район село Первомайка улица Мира 31
8(71641)29-630; 8(71641)29-624
kgupervomaykamail.ru

Bозможности трудотерапии

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

 

Глава 2. Трудовая терапия как метод социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

 

Глава 3. Декоративно-прикладное искусство как эффективное средство эрготерапии при работе с инвалидами

           3.1 Бумага на занятиях по декоративно-прикладному искусству

          3.2 Занятия по ДПИ как средство занятости и реабилитации инвалидов

           3.3 Условия для реализации трудотерапевтической занятости инвалидов на занятиях по декоративно-прикладному искусству

 

Заключение

 

Использованная литература.

 

Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

 

Актуальность темы: Согласно выписке из закона « О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», то «инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты». К сожалению, инвалиды с отклонениями в психическом развитии в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их потребность в социальном и медицинском обслуживании намного выше, чем у обычного человека. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.

              Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, проживающих в медико-социальных учреждениях или реабилитационных центрах невозможна без предоставления им различных видов услуг и помощи, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере социальных и реабилитационных услуг, вспомогательных приспособлений и средств, материальной и иной поддержки.

               Своевременное и адекватное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано предоставить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, и требует поиска наиболее эффективных средств и путей решения проблем в условиях реабилитационного центра. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, создает им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

            Данная тема на сегодняшний день очень актуальна, т. к. в нашей стране нетрудоспособные граждане является предметом поддержки со стороны государства, которое считает социальную политику в условиях экономического кризиса приоритетным направлением деятельности.

 

Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

               Процесс социализации лиц с ограниченными возможностями в 80-90 гг. изучают А.Г. Асмолов, В.А. Горшков, A.A. Радугин, А.И. Кравченко, М.В. Удальцова, Ф.Г. Эффендиев, E.H. Шиянов, с точки зрения теории конфликта подходит к проблемам социализации А.Г. Здравомыслов. Реализация системного подхода в изучении социализации личности нашла наиболее полное отражение в работах Б.Ф. Ломова.

             Таким образом, трудовая социализация инвалидов в условиях современного общества как отдельное направление научного исследования находится в настоящее время в начальной стадии своего развития.

             Анализ литературы и практики позволяет обнаружить противоречие в том, что, с одной стороны, проблеме социализации инвалидов уделяют внимание, но, с другой стороны, существует недостаточное количество программ по адаптации и реабилитации инвалидов с ограниченными возможностями.

              Понимание социальной реабилитации прошло свой достаточно содержательный путь развития. На начальном этапе рассматривался чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) полагала, что сущность реабилитации заключается в том, «чтобы не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Далее начинается переход от чисто медицинского подхода к социально-психологической модели, а в рамках социально-психологической модели реабилитация рассматривается не только как восстановление функций трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида.

              Социальная реабилитация – это процесс и система определения оптимальных механизмов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретных средовых и социальных условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных инвалидом социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

             Хочется рассмотреть социальную реабилитацию как систему мер, направленных на восстановление утраченных или разрушенных в силу каких-либо причин отношений и общественных связей, личностно и социально значимых характеристик, возможностей и свойств субъекта.

 

Глава 2. Трудовая терапия как метод социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

               Как считает О.С. Андреева, трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность.      Трудовая терапия базируется на закономерностях социологии труда, физиологии, психологии и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических методик, содержащих элементы профессиональной и бытовой деятельности.

              Трудовая терапия оказывает благоприятное влияние на формирование круга ценностных ориентации и потребностей инвалидов, тем самым способствуя нормализации их взаимоотношений с окружающим миром. В процессе трудовой терапии инвалид, овладевая теми или иными приемами профессиональной деятельности, использует наиболее развитые качества, а недостаток одних компенсирует другими. Кроме того, трудотерапия как метод коллективного взаимодействия способствует становлению ролевых функций инвалида формированию адекватных психосоциальных механизмов.

              Трудовая терапия разделяется на два метода: терапия трудом и занятия трудом.

Занятие трудом — это занятие свободного времени инвалида рисованием, изготовлением сувениров, лепкой,

Терапия трудом — использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

              Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на выявление двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудовая терапия, направленная на общее поддержание и укрепление функционального состояния и трудоспособности; производственная трудотерапия, подготавливающая инвалида к профессиональному труду, осуществляемая в благоприятных материально-технических условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

              Благоприятное воздействие труда, по мнению Н.Ф. Дементьевой и А.А. Модестова, в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

                Трудовая терапия реализуется в комплексе с другими методами восстановительной реабилитации и терапии, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, рационально подобранная и индивидуально обоснованная, выступает как лечебно-воздействующий фактор. Она способствует интеллектуальному и физическому развитию, нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), коррекции двигательных функций, улучшению сна, аппетита, настроения [4, с. 99].

                Главными в комплексе трудовой терапии являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье, уход за одеждой и др.).  Трудовая деятельность – это уборка помещений, работа в саду (огороде) и другие виды работ, требующие определенных физических усилий. Большое значение имеет также ручной труд – это вышивание, лепка, плетение, вязание, разборка мелких деталей, рисование, изготовление картонных игрушек, столярные работы.

               Выделяют три группы трудовых занятий:

  1. трудовая терапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.);
  2. трудовая терапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником, сельхозинвентарем и др.);
  3. трудовая терапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.) [5, c.142].

               Любое занятие трудом открывает перед инвалидами перспективу восстановления навыков общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

              При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы и желания, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

             Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Как считает О.А. Богданова, при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность больных, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме [6, c.69].

               Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

               На практике трудотерапию применяли русские врачи-клиницисты А.А.Остроумов, Г.А.Захарьин, М.Я.Мудров и другие. Она считается активным методом по восстановлению трудоспособности больного. Основу трудотерапии составляют восстановление двигательных навыков, систематические тренировки производственных и бытовых движений.               Нормализуя психику и стимулируя функции пораженного органа, трудотерапия является главной составляющей во всей системе реабилитации пациентов.

Виды трудотерапии: (приложение 1)

1. Эрготерапия — лечение при помощи ручного труда. Больной занимается механическим трудом, такими как работа с тканями, вязание, работа с деревом.  Данный вид терапии можно использовать для производства игрушек и кукол, деревянных бытовых изделий.

Эротерапия в домашних условиях может сочетаться с использованием различных отходов — пластмассовых крышек, остатков кожи и других материалов.

2. Артетерапия — лечение искусством. Сюда входят живопись, рисование и лепка (моделирование из глины). В процедуру может входить обжигание в гончарной печи глиняных изделий, театральные выступления больного и т.д.

Культурная терапия является своего рода подвидом артетерапии. Это чтение книг и слушание музыки, просмотр фильмов и посещение выставок. Все это в большей или меньшей степени способствует выздоровлению. По окончании каждого мероприятия участникам культурной терапии задают вопросы о том, что больше всего понравилось или заинтересовало их.

3. Спортивная физкульттерапия — это физические упражнения, в том числе ежедневная утренняя гимнастика, коллективные спортивные игры планомерные физические нагрузки.

4. Игровая терапия — лечение играми и общением. Сюда могут входить любые игры не азартного плана. Организатором игр должен быть опытный работник, который может задействовать в игре наибольшее число больных. Особенно полезна данная игротерапия для тех, кто страдает чувством стеснительности и сторонится коллективов.

5. Физический умеренный труд включает в себя доступные физические движения для работы в саду, огороде, уборке помещений.

            Рассматривая влияние трудотерапии на занятость инвалидов в условиях  МСУ, особое внимание хочется уделить эрготерапии, т.е. ручному труду.

 

Глава 3. Декоративно-прикладное искусство как эффективное средство эрготерапии при работе с инвалидами

 

3.1 Бумага на занятиях по декоративно-прикладному искусству

              

         Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

               Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

               Один из самых доступных, простых, но в то же время эффективных материалов для работы на занятиях по декоративно-прикладному искусству – это бумага.

               Бумага – самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Используя различные свойства бумаги, из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение. Формирование практических умений по обработке данного материала осуществляется во время самого процесса изготовления изделий.

              Бумага  –  самый доступный и экологичный материал. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:  Газетная бумага – наиболее дешевая и распространенная. Газета рассчитана на кратковременное использование. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.  

Бумага для печатания книг и журналов, обложек подразделяются на типографскую, нотную, литографную и так далее. Такая бумага в магазине не продается, но для оригами можно использовать старые журналы, иллюстрированные красочными рисунками. Для этой же цели применяют и особую синтетическую бумагу, на которой напечатаны географические карты. Эта бумага гладкая и прочная. Она не деформируется, если ее намочить, а затем высушить, поэтому из нее можно складывать игрушки, которые вступают в соприкосновение с водой: лодочки, парусники.  

Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокса в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Бумага чертежно-рисовальная, эстампная – самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать. Такую бумагу можно также использовать в объемной пластике, для вырезания и плетения.  

Калька – это прозрачная или полупрозрачная бумага, пропитанная воском или маслом. Ее можно использовать для изготовления крыльев бабочек, стрекоз, жуков. Кроме того, из кальки прекрасно получаются игрушечные фонарики. Она хорошо сочетается с фольгой и другими типами бумаг. Упаковочная и оберточная бумага бывает с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком. Она различается по плотности, текстуре и составу. Это разнообразие позволяет использовать ее для изготовления самых разных поделок и в оригами, и в объемной пластике, и в плетении, и в аппликации. Цветная альбомная бумага. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.  

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов –  мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.  

Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, придающими ей сходство с бархатом. Бывает самых разных цветов, но без полутонов. Для оригами она годится весьма ограниченно, так как плохо держат сгиб. Кроме того, раз сделанный сгиб резко выделяется на листе, поэтому исправлять или переделывать игрушки из этого типа бумаги нельзя. Зато она прекрасно подходит для вырезания, аппликации и бумагопластики. Часто используется в качестве фона декоративных композиций.  

Бумага самоклеющаяся может иметь как глянцевую, так и матовую лицевую поверхность. С другой стороны на эту бумагу нанесен особый клеящий состав, защищенный специальной бумагой. Для приклеивания к любой поверхности – бумаге, пластику, дереву, стеклу или металлу – необходимо аккуратно отсоединить закрывающий клеевую поверхность слой бумаги и прижать к основе. Выпускается всех цветов и полутонов. Ширина листов обычно 1 метр. При высокой стоимости самоклеющаяся бумага очень удобна и долговечна: она почти не рвется, и поэтому из нее можно резать рисунки с необычайно тонкими линиями.  

Картон применяется в основном для художественного конструирования. Обычно выбирают тонкий разноцветный картон. При его сгибании надо быть особенно внимательным, так как согнуть картон можно только один раз. На картон можно наклеивать цветную бумагу, создавая различные композиции и плоскостные панно. Служит он и как основа, подставка для различных поделок.

 

3.2 Занятия по ДПИ как средство занятости и реабилитации инвалидов

 

               Занятия по декоративно-прикладному искусству  одно из многих направлений трудотерапии в системе мер социальной реабилитации. Используя всем известные свойства бумаги, в направлении занятости были определены несколько технологий  изготовления различных изделий. Такие как, Папье-маше, Пей парт, Картонаж, Плетение из газетной лозы (приложение 2).  Каждая из технологий обладает рядом свойств необходимых для развития и поддержания уровня физического, психического и эмоционального состояния инвалида.

          Бумага сама по себе – кладовая фантазии и игры воображения. Изготовление игрушек, поделок из бумаги – труд кропотливый, но  увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от исполнителя ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое влияние на умственное развитие человека, на развитие его мышления, внимания. Во время работы с бумагой создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Труд по изготовлению поделок из бумаги способствует развитию личности человека и воспитанию его характера. Изготовление любой поделки различной степени сложности требует определенных волевых усилий. Постепенно формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

           Конструктивные возможности бумаги очень велики, что позволяет сделать из нее практически неограниченное количество работ. Изготовление конкретной поделки не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей. В процессе обработки бумаги можно ознакомятся с элементами графической грамоты, научится аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой), выполняют изделие по готовому образцу. Процесс работы с бумагой состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от исполнителя сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

             Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности осваивается целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), анализируются явления и предметы окружающего мира. Развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

              На занятиях инвалиды овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Они должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты).

                Совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.

3.3 Условия для реализации трудотерапевтической занятости инвалидов на занятиях по декоративно-прикладному искусству

 

             Требованием к организации занятия по декоративно-прикладному искусству как средству трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и инструктором по труду.

              Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов на занятиях в психоневрологических интернатах - это выявление трудовой ориентации.

На всем этапе трудотерапии проводится контроль за ее эффективностью. Это дает возможность вносить коррективы в работу, изменяя или дополняя ее для получения более высокого результата. Дозировка нагрузки определяется состоянием здоровья инвалида, этапом реабилитации, объемом функциональных нарушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии является время (продолжительность) выполнения трудовой манипуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.

  • При выработке правильного комплекса рабочих движений необходимо соблюдать следующие правила:
  • ознакомить инвалида с трудовой операцией (движением);
  • показать технику выполнения трудовой операции;
  • способствовать овладению трудовыми навыками в результате многократных повторений трудовой операции [7, c.48].             

               Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность.        Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма инвалида.

Заключение

                Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, посещающим реабилитационный центр; на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; направлена на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

                 Основная цель трудовой терапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций.

                Применение трудовой терапии помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании инвалидов, осознание своей значимости. Не менее важной задачей так же считается создание условий для успешной учебной и рабочей деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром.

                Привлекательность метода заключается в простоте применения трудовой терапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.).

 

 

Использованная литература.

 

1.Закон О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан

 

2.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.

 

3.Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева // М., 2013. – 122 с.

 

4.Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова // Москва, 2013. – 220 с.

 

5.Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.

 

6.Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина // СПб.: Питер, 2005. – 316 с.

7.Богданова О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах / О.А. Богданова // Вологда 2013. – 58 с.

 

8.Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии. Развитие социальной реабилитации в России / Е.И. Холостова // М., 2012. – 245 с.

 

9.Иванов И.С. Общественные организации инвалидов в России / М.С. Иванов // М.: Инфра-М, 2011. – 97 с.