ЦЕНТР ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
СЕЛО ПЕРВОМАЙКА, АСТРАХАНСКИЙ РАЙОН
WWW.PMSU.AKMOL.KZ
Акмолинская область Астраханский район село Первомайка улица Мира 31
8(71641)29-630; 8(71641)29-624
kgupervomaykamail.ru

«Абайды, оқы таңырқа…»

«Абайды, оқы таңырқа…»

                                                                                                           2021

                                                « Человек, запомнивший слова мудрых,

сам становится благоразумным».         

Абай Кунанбаев

Ведущий: В этот волнующий год, когда все казахстанцы готовятся отметить 551-летие со дня появления на свет казахского государства, мы решили вспомнить великих людей, так или иначе, сопричастных истории нашей страны, ведь в августе этого года нам предстоит празднование еще одной прекрасной  даты – 176-летие со дня рождения великого казахского поэта-просветителя Абая  Кунанбаева.

И сегодня мы приглашаем вас в нашу поэтическую гостиную Абая Кунанбаева. В нашей гостиной мы обратились к духовному наследию великого гения казахского народа, чтобы обогатить знания  о жизни и творчестве поэта, культуре казахского народа, помочь понять огромное значение творений Абая для молодого поколения.

Абай Кунанбаев – великий сын казахского народа, память о котором сохранилась через века. Его именем названы улицы в Египте, Индии, Германии, России и многих других странах.

И сегодня мы приглашаем вас вместе с нами погрузиться в мир творчества  Абая Кунанбаева.

Слайд  (Портрет Абая)

Для начала, давайте познакомимся немного с его биографией. В 2021 году исполняется 176 лет со дня рождения великого Абая.

Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное матерью, закрепилось за ним на всю жизнь.

Абай родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор. Он был сыном главы рода Тобыкты, степного царя, властного и коварного Кунанбая. По происхождению и по воле отца Абай должен был стать таким же правителем, как и Кунанбай. Но судьба пытливого и талантливого от природы Абая сложилось по-иному. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.

Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.

На формирование взглядов Абая Кунанбаева оказало огромное влияние:

•        овладение арабским, персидским и другими восточными языками;

•        знакомство с произведениями великих поэтов и ученых Востока - Фараби, Навои, Низами, Саади, Джами, Фирдоуси, Сайхами и др.;

•        изучение русского языка и литературы;

•        знакомство с русскими политическими ссыльными Б. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым, С. С. Гроссом. А. А. Леонтьевым и др.;

•        знакомство по русским переводам с произведениями Гете, Байрона и других западноевропейских классиков;

•        изучение по русским переводам античной литературы, западной философии. Знакомство с произведениями Спинозы и Сансера, учением Дарвина.

В поэтических произведениях выдвинуты насущные проблемы казахского народа:

-    социальные;

-    общественные;

-    моральные.

- Абай Кунанбаев – великий поэт, гордость казахского народа, он выступил новатором, обновив поэтическое мышление, раздвинул его горизонты, внёс более десятка новых форм, обогативших казахское стихосложение.

Викторина

7.      Как называется верхняя часть юрты? (шанырак)

1. В каком году родился А.Кунанбаев? (10 августа 1845г )

2. Назовите настоящее имя Абая. (Ибрагим)

3.Как звали отца Абая? (Кунанбай Ускенбаевич)

4. Кто являлся первым воспитателем и учителем Абая? (бабушка Зере)

5. В каком городе Казахстана открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая? (Семей)

6.Что раскрывал в своих произведениях Абай Кунанбаев? (пороки людей, высмеивал социальное зло и невежество).

 

А сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам истории, познакомимся с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева, его поэтическим даром.

Слайд-шоу «Великий сын казахского народа – Абая Кунанбаева».

 

Абай Кунанбаев служит источником вдохновения для людей всего мира. Скульпторы создают памятники, художники рисуют картины, поэты слагают удивительные стихи…

 

Что это? Абая ли это портрет?                  Аня К.

Могущества слава и песни расцвет

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

 

Одно из наиболее значимых мест в творчестве Абая занимают стихи о временах года.

Чтение стихотворений

                             Весна                                                   Валя М.

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер, цветочною пылью пыля,

Все живое обласкано солнцем степным.

Пестроцветным ковром расцветает земля.

Верблюжонка верблюдица громко зовет,

Блеют овцы, в кустах птичий гомон встает,

Мотыльки – над травой и в ветвях тополей,

Заглядевшихся в светлое зеркало вод.

 

В разгар весны и след простыл зимы,

Зеленый бархат покрывает лик земли,

Боясь отстать, выходят твари к солнцу,

Блага Отца спешат принять они.

Верблюдов и овец окот - в загонах шум,

От крыльев птах в оврагах – гуд и гул.

Когда любуются водой деревья и цветы,

Река, как пава, изгибается, журчит.

Невесты-девицы наряд готовят к лету,

Цветы и маки украшают землю.

В степи воробушки, соловушки в логу,

Кукушки в скалах, а удоды – «гу-гу-гу!»

                     Лето                                       Максим М.

Лето — солнечная пора!

В тучных, в шелковых травах степь

От душистых цветов пестра,

К полноводной реке аул

На кочевье пришел с утра.

Слышно ржанье коней в траве,

Как в лесу, их найдешь не вдруг;

Тяжко дышащих кобылиц

В воду с гиком загнал пастух;

Бьют хвостами они себя,

Отгоняют докучных мух;

К матерям жеребята льнут

Или скачут, резвясь, вокруг;

Стаи уток и лебедей

Осеняют крыльями луг…

Ставят девушки юрты; смех

На лукавых губах подруг;

Четких, плавных движений ритм,

И мелькание белых рук…

Скот на пастбищах оглядев,

Успокоясь, помолодев,

Возвращается бай в аул,—

Аргамак его резв и сух.

Гости в юрту его сошлись,

Бьет ключом из сабы кумыс.

Остроумие в их кругу

Возбуждает кумысный дух.

И, наученный пастухом,

Мальчик к матери пристает,

Просит мясо и хнычет вслух.

Здесь не чувствуется жары;

Бай откинулся на ковры;

Над его самоваром — пар,

Словно облачка белый пух.

Бай кивком одобряет речь,

Говорить не желая вслух;

Но кивку его, лебезя,

Вмиг поддакивает весь круг.

С палкой, в белой рубашке, сед,

Аксакал издали спешит.

Он кричит: «Поверни стада!

Сторонись, не пыли, пастух!»

Может, баю придет каприз

Пригласить к себе на кумыс

Раболепнейшего из слуг.

Вот табунщики на лихих

Необъезженных вороных:

Утром сели они в седло,

А теперь уже день потух.

Вот охотники вдоль реки

По вечерним лугам спешат,

С каждым — сокол, как верный друг.

Ловкий хищник уходит ввысь

И разит — и седых гусей

Гонит вдаль от него испуг…

Аксакала томит недуг,

Жизнь прошла, не вернешь назад;

Байским шуткам издалека

Вторит старческим смехом он.

Только бай к его смеху глух…

 

                             Осень                                   Салтанат С.

Тучи серые, хмурые, дождь недалек.

Осень. Голую землю туман заволок.

То ль от сырости, то ль, чтоб согреться, резвясь,

Стригунка догоняет в степи стригунок.

Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих

Звонкий гомон детей, смех парней молодых,

И деревья, как нищие старцы, стоят

Оголенные, листьев лишившись своих.

Кожу бычью, овечью в кадушках дубят.

Чинят шубы и стеганый старый халат.

Молодухи латают дырявые юрты,

А старухи неделями нитки сучат.

Косяком потянулись на юг журавли.

Караваны верблюдов под ними прошли,

И в аулах — унынье и тишина.

Смех, веселые игры остались вдали.

Дуют ветры, становится все холодней.

Стужа мучает и стариков и детей.

Псы голодные ловят мышей полевых,

Не найдя, как бывало, объедков, костей.

Ветер пыль поднимает — над степью черно.

Осень, сыро. Но так уж заведено —

Плох обычай! — нельзя разжигать очага.

В наших юртах теперь неуютно, темно.

 

                              Зима                                  Фатима А.

В белой шубе, плечист,весь от снега седой.

Слеп и нем, с серебристой большой бородой.

Враг всему, что живет. С омраченным челом,

Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его – стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли – нахмуренный вид,

Головою тряхнет – скучный снег повалит.

Злится он, словно бешеный старый верблюд,

И тогда шестискладная юрта дрожит.

Исполнение казахской национальной песни.

 

Музыка и поэзия – едва ли не самые ценные жемчужины человеческой культуры.

 

 Больше всего на свете, больше собственной жизни Абай Кунанбаев любил свой народ. Все думы и помыслы великого мудреца были посвящены будущему страны казахов. Предвидя наступление нелегких, подчас тревожных времен, Абай оставил своим потомкам слова напутствия, которые составили целую книгу – «Қара сөздер – Слова назидания».