Социализация личности - это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность. В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности.
Культура, включающая весь накопленный опыт, нормы, ценности и идеалы, является основным средством социализации личности, процессом усвоения норм поведения, ценностных ориентиров, обучения нормативности поведения человека в социуме, что, собственно, и способствует становлению личности.
Таким образом, с одной стороны культура помогает человеку освоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях окружающего его сообщества. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом. Освоение культуры для человека становится условием для его адекватного и комфортного существования в данном обществе. С другой стороны, усвоив накопленный предшествующими поколениями культурный опыт, человек стремится к собственному творчеству. «Реализация человекотвор-ческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами». Наиболее важным этапом в процессе социализации является идентификация, т. е. ощущение принадлежности к той или иной социальной общности, соотнесенность с определенной социальной группой
Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных источников социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга.
Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу воспитательных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Только через воспитание можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларированную, а подлинную духовную, культурную преемственность поколений. Понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний.
Культурно-досуговая деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры. Специфика познания культурно-досуговой сферы проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений.
Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение получателей ССУ тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.
В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций, возрождается утерянная историческая память.
Также ликвидируются вредные последствия денационализированного, унифицированного, однообразного культурно-досугового института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций.
Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений.
Подводя итог, следует отметить, что предпосылками культурной активности являются как субъективные факторы (потребности, интересы, мотивы, цели, стимулы, диспозиции), так и объективные условия жизнедеятельности человека, культурная ситуация определенного периода и т.д.
Качановская В.А.
культорг Первомайского ЦОССУ